Приветствую Вас, Гость
Главная » 2012 » Декабрь » 25 » Битва за Иерусалим
13:18
Битва за Иерусалим
Тот, кто завладеет Е1, завладеет Иерусалимом и будет контролировать доступ к Иорданской долине в районе Иудеи
 
Новый еврейский квартал в Иерусалиме
(ФОТО АВТОРА)
Решение израильского правительства о строительстве в зоне Е1 между Иерусалимом и Тель-Авивом было с негодованием встречено на Западе и вызвало замешательство в израильском обществе. Насколько оправдан этот шаг, вызвавший такое негодование в мире? Зачем было провоцировать Вашингтон после того, как США поддержали Израиль в ООН, почти единодушно проголосовавшем за повышение статуса ПА до государства-наблюдателя? Наконец, не было ли это банальной местью Абу-Мазену, и, если так, то насколько приемлемы такие спонтанные действия? Не окажется ли Израиль в проигрыше от подобной демонстрации силы? Многие, в том числе и политические комментаторы, считают, что, в действительности, строительство в Е1 не начнется, и это не более, чем трюк Нетаниягу-Либермана в предвыборной гонке, чтобы заручиться поддержкой правого лагеря. При этом немногие знают, что именно представляет собой Е1, каковы значимость этой территории и смысл ее застройки – как для Израиля, так и для палестинцев.
Е1, т.е. East 1, - территория в 1200 гектар земли к востоку от Иерусалима – входит в муниципальные границы Маале-Адумим и принадлежит государству. Новый квартал, где согласно плану будут возведены 3500 единиц жилья, объединит Иерусалим и Маале-Адумим в единый мегаполис. Е1 фигурирует в муниципальном плане Маале-Адумим, как район Мевасерет Адумим. Пока здесь существует всего одна израильская постройка – полицейское управление и множество несанкционированных Израилем арабских и бедуинских домов и сооружений: они распространяются с необычайной быстротой, захватывая все новые земли. Некоторые из них - каменные строения, другие - времянки, но в любом случае свою роль они играют: на Ближнем Востоке земля принадлежит тому, кто первый поставил на ней дом и насадил деревья. Так было испокон веков, так остается и сейчас. И арабы, и евреи стремятся закрепить свое присутствие путем создания поселений, и это относится ко всей территории, которые одни называют Эрец-Исраэль, а другие – Фалыстын.
Теперь о том, каковы планы обеих сторон в отношении именно этой небольшой и внешне мало чем примечательной территории. Только зная эти планы, можно понять, почему локальный конфликт вокруг пустующих земель обрел поистине вселенское звучание.
С Е1 и Израиль, и палестинцы связывают стратегические расчеты. С точки зрения Израиля, Маале-Адумим должен не только войти в состав Израиля после подписания соглашения с палестинцами (если таковое будет подписано), но стать форпостом на востоке страны. Центральным звеном плотного пояса безопасности вокруг Иерусалима: от Гуш-Эциона – на юге до Гиват-Зеэва – на севере. Возможность расширения на восток обеспечит целостность и динамизм городу, создаст барьер перед лицом расползающегося – законного и незаконного – арабского строительства, гарантирует политический статус единой и неделимой столицы. Будучи отрезанным от Иерусалима, Маале-Адумим не сможет обеспечить «оборонительного кольца» и, более того, окажется под угрозой. Сегодня это город с высоким уровнем жизни и развитой инфраструктурой. Здесь проживает 36 тысяч жителей и, согласно муниципальным планам развития, к 2020 году население удвоится. Этого не произойдет, если Израиль не установит контроль над Е1. Отрезанный от остальной части страны, соединенный с Иерусалимом шоссе, которое будет проходить по палестинским землям, Маале-Адумим превратится в изолированный и в перспективе нежизнеспособный анклав, остров во враждебном арабском окружении, обреченный на медленное угасание.
 
Старый город (ФОТО АВТОРА)
Для Израиля жизненно важно предотвратить такое развитие и связать оба города. В Е1 будет создана промышленная зона и коммерческий центр, построен отель и туристический комплекс – все это обеспечит работой жителей Иерусалима, Маале-Адумим и окрестных поселений – кстати, не только еврейских, но и арабских.
Планы палестинцев – зеркальное отражение израильских. Как Израиль стремится создать еврейский пояс безопасности, так и ПА делает все, чтобы сформировать арабское кольцо поселений вокруг Иерусалима, которое, как обручем, охватит еврейские кварталы. ПА вкладывает огромные средства в расширяющееся арабское строительство – со стороны арабских деревней Азария, Аната и Абу-Дис, и земель, активно осваиваемых бедуинскими кланами. Если этот план будет реализован, арабский обруч сомкнется вокруг Иерусалима, а арабское строительство начнет распространяться в сторону арабских кварталов Иерусалима, изолируя и тесня еврейские кварталы.
Таким образом, речь идет о будущем города, который оба народа считают своей столицей и уступать не собираются. Более того, на карту поставлена стратегическая безопасность Израиля. Если Иерусалим не сможет более расширяться на восток, Израиль потеряет контроль над шоссе, ведущим к Иорданской долине. Это исторический спор – он начался задолго до нынешних событий, и даже до соглашений Осло. Предвидя возможные осложнения в будущем, министр обороны Моше Аренс в каденцию Ицхака Шамира (один из лучших министров обороны, несмотря на отсутствие военного опыта и генеральских погон) передал Е1 муниципальным властям Маале-Адумим. Ицхак Рабин, автор норвежских соглашений, открыто заявил, что Маале-Адумим должен быть не только включен в состав Израиля при любых договоренностях, но и фактически присоединен к Иерусалиму. «Иерусалим включит Маале-Адумим и Гиват-Зеев в составе своих муниципальных границ», - заявил он в октябре 1994 года. Рабин передал документы об аннексии зоны E1 и присоединении ее к Маале-Адумим мэру этого города Бени Кашриэлю, и, более того, поручил разработать план развития Е1 своему министру строительства - Биньямину Бен-Элиэзеру. Однако в результате противодействия ПА проект был заморожен.

Старый город (ФОТО АВТОРА)
Архитектор норвежских соглашений и «голубь мира» Шимон Перес также не скрывал, что Маале-Адумим должен остаться за Израилем и сохранил в силе обещание Рабина. Ту же позицию последовательно занимали Ариэль Шарон и Эхуд Ольмерт, чтобы там сейчас не говорила Ципи Ливни, пытающаяся быть «святее Папы Римского» в отношении мирного процесса. Пообещав Джорджу Бушу на время заморозить строительство в Е1, Ольмерт заявил, что планы развития здесь остаются неизменными. О жизненно важной для Израиля застройке Е1 говорили все израильские политики, включая Мофаза, Барака и даже Йоси Бейлина. В отличие от нынешнего хозяина Белого дома, Клинтон, и в еще большей степени Джордж Буш признавали за Израилем право на Маале-Адумим и другие крупные поселения.
Точно также палестинцы прилагали все усилия, чтобы не допустить еврейского строительства в E1. Министр Арафата по делам Иерусалима Фейсал Хусейни, обосновавшийся в Ориент-Хаус и не скрывавший своего стремления выселить евреев из Иерусалима, разработал план массового нелегального арабского строительство в Е1. Арафат всячески (хотя и безуспешно) добивался от Барака передачи Е1 под контроль ПА.
Сегодня драгоценное время для застройки Е1 уже утрачено, и арабы и бедуины уже заполнили вакуум, в результате чего «коридор» Е1 существенно сузился, а через пару лет ситуация станет необратима. Израилю был необходим любой повод, чтобы начать здесь массовое строительство, и если бы обращения Абу-Мазена в ООН не было, его «надо было бы выдумать». При этом, увы, учитывая явные про-палестинские тенденции в Западной Европе и не слишком дружественную администрацию в Вашингтоне, преимущества в пропагандистской войне – у Абу-Мазена, и он этот отчетливо понимает.
Но дело это не меняет. Е1 – ключ к Иерусалиму и иорданской границе в Иудее. Тот, кто будет контролировать Е1, в конечном счете получит стратегическое преимущество и свободу маневра. Все остальное (вроде аргументов о нарушении прав человека и покушения на «интегральную целостность палестинского государства») предназначено для ушей западных политиков и дипломатов, не понимающих и не желающих понять, что идет жестокая и бескомпромиссная борьба за землю.

 
Просмотров: 735 | Добавил: Alex | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: