Приветствую Вас, Гость
Главная » 2012 » Ноябрь » 21 » Спекуляции на крови
16:11
Спекуляции на крови

Ассиметричная война, которую ведет Израиль, - слишком опасное, сложное и рискованное предприятие, чтобы становиться пиар-кампанией в предвыборных баталиях

История повторяется с завидным постоянством. Спустя четыре года после операции «Литой свинец», Израиль вновь под обстрелами палестинских ракет, вновь бомбит Газу и готов к наземной операции. Тогда события происходили перед выборами. Сейчас операция «Облачный столб» также совпала с выборами. Совпадения столь очевидны, что дают повод для спекуляций, суть которых сводится к тому, что в преддверии выборов израильское правительство нуждается в успешной военной кампании. Подобные аргументы мы можем услышать практически отовсюду – начиная от одиозных российских комментаторов и кончая собственно израильскими журналистами.
В принципе, в этих утверждениях нет ничего особенного. Идея «маленькой победоносной войны» всегда была средством реализации политических целей, особенно, когда экономическое положение оставляет желать лучшего, а в народе зреет недовольство. В нашем случае, это утверждение также далеко от истины, как Ближний Восток далек от Грузии, где Россия провела четыре года назад военную кампанию исключительно во имя утверждения политических амбиций.
Попытаемся трезво оценить ситуацию. После объединения «Ликуд» и НДИ обеспечили себе место ведущей фракции в Кнессете (свыше 40 мандатов), а соперники вновь возникшего мощного блока разрозненны и не имеют ясной политической программы. Экономика страны находится в весьма благоприятном положении (особенно в сравнении с европейскими странами), безработица незначительна, а экономический рост удовлетворителен. Социальные проблемы остаются, но они не столь остры, как их порой пытаются представить, и частично решаются. В этой ситуации военная авантюра теряет всякий смысл – даже «маленькая и победоносная», и может только повредить.
Однако все прекрасно осознают, что операция против ХАМАС к такой категории войн не относится, и причины тому хорошо известны. Любая ассиметричная война чревата уличными боями, потерями живой силы и неизбежными жертвами гражданского населения противника. Возвращение солдат в гробах не сулит ничего хорошего любому демократическому правительству, а особенно в Израиле, где общество столь чувствительно к гибели своих сыновей. Вступление в муравейники Газы и Хан-Юниса будет сопровождаться жертвами среди палестинцев, которыми боевики прикрываются как «живым щитом». Израиль не может уничтожить инфраструктуру террора, мастерские по производству ракетных установок и склады, штаб-квартиры, расположенные в подвалах школ, больниц и густонаселенных зданий, не затронув мирных жителей. А это значит повторение кадров с рыдающими палестинскими женщинами, окровавленными детьми и бьющимися в истерике стариками. Если уже сейчас «Guardian» публикует карикатуры, на которых Нетаниягу держит за горло Уильяма Хейга и Тони Блейра, посылая самолеты бомбить Газу, то нетрудно представить, что будет после наземной операции. Политики Запада могут соглашаться с необходимостью военной операции в Газе, но весьма чувствительны к общественному мнению, которое формируют СМИ. А западные СМИ никогда не испытывали сентенций в отношении Израиля. (Парадоксальным образом, то же пренебрежительное высокомерие и откровенная предвзятость свойственны значительной части израильских СМИ; Шевченко не кривит душой, когда ссылается на «Гаарец» - на эту газету ссылаются все ведущие антисемитские издания мира).
Главное, с военной точки зрения нет гарантии, что наземная операция завершится успехом. Израиль имел превосходную возможность покончить с ХАМАСом после того, как тот осуществил переворот в Газе. Тогда ЦАХАЛу противостояли бы плохо обученные полувоенные формирования, которые не смогли бы оказать серьезного сопротивления. В 2008 году правительство Ольмерта-Барака-Ливни имело реальный шанс развить военный успех в политический, но операция была прекращена на своем пике.
С того времени произошли значительные изменения, и не в лучшую для Израиля сторону. В Белом доме находится президент, который в отличие от Джорджа Буша, не готов дать «карт-бланш» Израилю. В Египте – у власти не Мубарак и глава его разведки Омар Сулейман, согласовавший с Израилем стратегию, а «Мусульманские братья», материнская организация ХАМАСа, подстрекаемая экзальтированными толпами и еще более -воинственными салафитами. Израиль не может рассчитывать на сотрудничество с Каиром, который почти наверняка откажется перекрыть Филадельфийский коридор и границу с Газой. Это значит, что ЦАХАЛ, вынужденный блокировать КПП Рафиах и перекрыть туннели, войдет в непосредственное соприкосновение с египетскими войсками, что чревато непредсказуемыми последствиями.
ХАМАС, возможно, не только получает от Ирана ракеты большего радиуса действия «Фаджр», но и производит (или пытается произвести) собственные ракеты, способные поражать цели в Гуш-Дане. В этом случае наземная операция потребует еще большего времени и сил, так как надо будет выявить и уничтожить палестинские мастерские по сборке этих ракет, размещенные в глубине густонаселенных кварталов.
ХАМАС, без сомнения, сделал выводы из операции «Литой свинец», когда был застигнут врасплох тактикой ЦАХАЛа, прокладывавшем маршруты в обход существующих дорог с установленными там минами-ловушками и засадами. Чтобы нейтрализовать ракеты «Фаджр», которыми в 2088 году ХАМАС не располагал, ЦАХАЛу потребуется провести зачистку на значительно большей территории, т.е. войти вглубь сектора – до городов Нусейрата и Кфар-Юнис. Военизированные формирования ХАМАСа сегодня, по сути дела, - регулярная армия, наподобие «Хизбаллы», по всей видимости, располагающая переносными зенитно-ракетными комплексами (ПЗРК) и противотанковыми ракетами. Эту войну легко начать. Значительно труднее из нее выйти.
Наконец, поддержка Обамы далеко не безгранична, а он однозначно не поддерживает наземную операцию. Вступать в конфликт с всесильным президентом в начале его второй каденции – политическое самоубийство, и вряд ли Нетаниягу и Либермана можно отнести к этой категории политиков. Таким образом, война эта наверняка не будет «маленькой», и весьма сомнительно, что окажется «победоносной».
В действительности, нынешняя эскалация на юге была вызвана двумя факторами: политическими соображениями – у ХАМАСа, с одной стороны, и необходимостью - для Израиля, с другой. ХАМАС стремится достичь три цели: повлиять на ход выборов, т.е., ослабить правое правительство и способствовать приходу к власти тех сил, которые готовы проводить политику умиротворения; деморализовать израильское общество, как в свое это делал Арафат; и, наконец, усилить свои позиции на Западном берегу. Недаром, как потом вспоминал Либерман, Махмуд Аббас настойчиво звонил в 2008 году Ольмерту, уговаривая добить ХАМАС – в Рамалле более всего боятся усиления популярности исламистов.
Что касается Израиля, то его вынудил действовать растущий потенциал ракет «Фаджр» у ХАМАСа. Поток этих ракет, поставляемых ХАМАСу Ираном через Судан, в последнее время усилился, и ликвидация завода по их монтажу в Хартуме 23 октября пролила свет на отлаженную систему по производству и поставке этих ракет в Газу. Ахмад Джабари, ликвидированный 14 ноября, помимо всех прочих своих «заслуг», отвечал за доставку и установку ракет «Фаджр». За последними усилиями по поставке «Фаджр» в Газу, без сомнения, стоит Иран, пытающийся отвлечь внимание мира от гражданской войны в Сирии, и вернуть прежнее влияние на ХАМАС, все больше разворачивающегося в сторону Египта и Катара. В Тегеране также заинтересованы спровоцировать вторжение Израиля в Газу, чтобы расшатать нынешний режим и усилить позиции «Исламского джихада» - своей марионетки и «заклятого друга» ХАМАСа.
Израиль вынужден был действовать, чтобы дезорганизовать систему доставки и установки «Фаджр» на том этапе, пока это еще можно было сделать. Поэтому в реальности, подготовка к нынешней операции началась еще в сентябре. На сегодняшний день можно полагать, что какая-то часть ракетного потенциала уничтожена, а боевое руководство этой группировки ослаблено. Несомненное политическое достижение правительства, и, прежде всего, премьер-министра и министра иностранных дел, что пока США и ведущие европейские страны выступают на нашей стороне. Результатом интенсивной дипломатии на высшем уровне стало, по словам израильского представителя в ООН Рона Прозора, «понимание и поддержка большинства членов СБ ООН действий Израиля».
Однако поддержка эта весьма условна, и судя по заявлениям Обамы, главы Форин офиса Уильяма Хэйга и министра иностранных дел Франции Лорана Фабиуса, закончится в момент, когда наземные силы Израиля войдут в Газу. Израиль может рассчитывать на безусловную симпатию лишь горстки государств, как Канада и Чехия, но этого недостаточно для длительной и, возможно, кровопролитной операции.
Сегодня мы можем лишь констатировать факт, что удобное время для ликвидации режима ХАМАСа было упущено. Достижение этой цели сегодня потребует намного больших усилий с меньшими шансами на успех.




Просмотров: 443 | Добавил: Alex | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: