Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Политика

На подъеме
 
Зеэв Жаботинский
(Википедия)
«Войну выигрывает школьный учитель», - сказал Отто Бисмарк, и его слова столь же актуальны для Европы XIX века, сколь и Ближнего Востока XXI-го. Страна может иметь превосходную армию, развитую экономику, современную инфраструктуру, и при этом проиграть войну противнику, лишенного всех этих преимуществ, но одержимого стремлением к победе любой ценой.
Это то, что происходит в противостоянии между Израилем и арабами, убежден Йоси Ахимеир, директор Института Жаботинского в Тель-Авиве. Израильтяне на протяжении десятилетий теряли связь со своими корнями, превращаясь в народ без истории, без традиции, ясной идентификации, без веры в свое право на свою землю, и, как следствие, без будущего.
«Нельзя двигаться вперед, не осознавая свое духовное наследие, - убежден он. – Идеи Жаботинского сегодня, парадоксальным образом, актуальны не менее, чем 80 лет назад, когда еврейского государства еще вообще не существовало. В его трудах вы можете найти ответы на наиболее сложные вопросы современности: начиная от того, как достичь подлинного и справедливого мира, и кончая тем, как следует воспитывать молодое поколение израильтян».
Основанный более 70 лет назад д-ром Йосифом Паамони Институт Жаботинского – это не только гигантский исторический архив материалов, связанных с жизнью и деятельностью Зеэва Жаботинского, но и уникальный учебно-воспитательный центр.
«У нас очень небольшой коллектив, и при этом мы делаем огромную работу. В Институте около миллиона документов, среди них семь тысяч писем Жаботинского. Ведем исследовательскую работу, выпускаем книги, в том числе и на русском языке, привозим сюда детей со всего Израиля, финансируем экскурсии, размещаем материалы в Интернете. У нас есть собственный сайт, который постоянно модернизируется, - с гордостью говорит он. - При этом музей – общественная организация, мы не связаны ни с какими политическими партиями».
Дирекция музея нашла пути оригинальной, нестандартной подачи материала и с помощью светозвуковых эффектов воспроизвела прошлое. Посетитель сперва попадает в зал, где он, посредством мозаично расположенных экранов оказывается вовлеченным в диалог Зеэва Жаботинского со своим сыном, которому рассказывает свою жизнь. Как в калейдоскопе, перед нами раскрывается удивительная судьба этого человека: юность в Одессе и встреча с будущей женой; путь журналиста, жизнь в Риме, куда он приехал в качестве корреспондента газеты «Одесский листок»; переворот в самосознании после кровавого Кишиневского погрома; сионистская деятельность и борьба за внедрение иврита; участие в Шестом сионистском конгрессе и создание молодежного движения ревизионистов «Бейтар», призванная «вырастить новый тип еврея»; публикация роман «Самсон Назарей»; острый конфликт с сионистами-социалистами и создание ЭЦЕЛя; организация нелегальной иммиграции («Алия Бет»); попытки убедить немецких евреев бежать из страны, где им было уготовлено массовое уничтожение, вторая мировая война, поездка в США для сбора средств и, наконец, смерть от сердечного приступа в августе 1940 года.
 
Пароход Хаганы «Исход-1947»
— символ нелегальной иммиграции
(Википедия)
Другой зал музея погружает нас в предвоенную обстановку и организацию нелегальной алии. На бочонках и скамейках в темном зале, под свист ветра и соленые брызги, падающие на лицо, посетитель за короткие минуты испытывает то, что испытывали десятки евреев, вынужденные нелегально бежать в Палестину из оккупированной нацистами Европы. Романтическая история юноши и девушки, участвующих в спасении европейских евреев, происходит на фоне мрачных событий в Германии, чьи евреи не хотят видеть ужаса своего положения, продажных капитанов и попыток англичан всячески воспрепятствовать прибытию эмигрантов.
«Израильская молодежь имеет очень приблизительное представление о событиях того времени, и учебники оставляют их в большинстве случаев безразличными к трагическим событиям того времени и героизму их сверстников, живших в 30-40-е годы. Мы хотим, чтобы они не просто знали, но и «почувствовали» то время, побывали в «шкуре юношей и девушек», рисковавших своими жизнями, чтобы спасти своих собратьев от гибели», - говорит Йоси Ахимеир.
Идеология сионистов-социалистов доказала свою несостоятельность: мечта об идеальном обществе, основанном на коммунистической мечте о равноправии и гармонии привела к нравственной деградации, а попытки мира с арабами - к череде бесконечных и унизительных уступок и поражений, говорит Ахимеир. Реальность нашего времени многограннее и сложнее реальности 40-50-летней давности, когда спор решался на поле военных действий, но принципиально ничего не изменилось. «Жаботинский учил, что давлению надо противопоставить встречное давление, и сегодня это столь же актуально, как и в преддверии создания еврейского государства, - говорит Ахимеир. – Надо не отступать, не прогибаться и не извиняться, а выдвигать встречные требования. Только тогда мы сможем достичь реального компромисса».
Наступление – лучшая защита, а Израиль только обороняется. «Например, -говорит Ахимеир, - мы все время заявляем, что Иудея и Самария необходимы нам с точки зрения безопасности. Это правильно! Но правильно и то, что это еще исконные земли евреев, на которые мы имеем полное право. И нам следовало бы открыто заявлять об этом».
Жаботинский подчеркивал необходимость ярко выраженного еврейского характера государства, соглашаясь при этом на определенную культурную автономность для арабского меньшинства, а социалисты затушевывали этот вопрос. Время доказало его правоту, утверждает Ахимеир. По мере того, как еврейский характер Израиля размывается, арабский национализм все больше поднимает голову, и это угрожает будущему Израилю.
Впрочем, в последнее время, полагает, «появился свет в конце туннеля». Биньямин Нетаниягу, по его словам, правильно расставляет акценты, подчеркивая, что принципиальным условием мира с арабами должно стать признание ими еврейского характера государства, исторического права евреев на эту землю.
 

Йоси Ахимеир в своем кабинете
в Институте Жаботинского
(ФОТО АВТОРА)
- Учел ли Нетаниягу прежний опыт и сделал ли выводы из своих ошибок?
- Несомненно. Он действует намного более зрело, выверено, просчитывает ситуацию, не поддается соблазну прибегнуть к дешевой патетике.
- Вы согласны с тем, что «Ликуд» стал своего рода «болотом», ушедшем от наследия Жаботинского?
- Да, так было, но сейчас ситуация изменилась к лучшему. То «болото», о котором Вы говорите, перекочевало в «Кадиму» и это привело к очищению «Ликуду». Он стал более сплоченным, более идейным движением, вобравшим в себя людей, руководствующихся наследием Жаботинского, а не сиюминутной выгодой. Это дает надежду.
- На протяжении многих лет вся система образования способствовала размыванию национальных ориентиров и идеалов, антисионистскому воспитанию и отрыву от еврейского наследия. Насколько реально изменить эту ситуацию?
- Мне очень нравится работа министра образования Гидеона Саара. Он возрождает тот «бейтаровский дух», о котором говорил Жаботинский. Наследие прошлого должно сочетаться с реальной ситуаций, чтобы быть воспринятым молодым поколением, и, на мой взгляд, Саар успешно действует в этом направлении.
- Насколько внешняя политика Израиля сегодня соответствует принципам Жаботинского?
- Либерман сам говорит, что «понимает Жаботинского», и, судя по всему, он старается выстраивать свою внешнюю политику в соответствии с его концепцией. Подход Либермана, как я это вижу, заключается в том, чтобы выставить заслон бесконечным требованиям к Израилю, и он играет позитивную роль в правительстве. Рядом с Нетаниягу должен быть человек, который не боится назвать вещи своими именами и выложить карты на стол. Я не считаю, что все у Либермана идет гладко, но он набирается опыта и действует все более уверенно.
- Насколько велика опасность еврейскому характеру государства со стороны израильских арабов?
- Это сложный вопрос. Я против огульного подхода и против того, чтобы объявлять израильских арабов «пятой колонной». Многие из них достаточно лояльны к государству и хотят нормально жить здесь. К сожалению, их лидеры настроены крайне воинственно и ведут себя провокационно. Я считают, что израильские арабы должны быть больше вовлечены в общественную жизнь страны, и, как равные граждане, нести ответственность, а не только пользоваться правами. Они не могут быть экстремистами и одновременно получать разнообразные блага – в этом я полностью согласен, кстати, с Либерманом.
- Насколько, на Ваш взгляд, утрата моральных и идейных ценностей в обществе затронула армию?
- Здесь не следует делать обобщений. Ситуация очень изменилась за последнее десятилетие. Например, раньше армию воспринимали, как «плавильный котел», и это было оправданно. Сегодня армия настолько высокотехнологична, что уже не нуждается во всех. Качество намного важнее сегодня количества. И учитывая, сколько молодых людей с хорошим образованием и высокой мотивацией стремятся занять свое место в ЦАХАЛе, я не считаю, что следует видеть ситуацию здесь в черном цвете. Кроме того, как я уже сказал, меня обнадеживают происходящие на наших глазах кардинальные изменения в системе образования. Полагаю, мы прошли нижнюю точку падения, и начинаем выбираться из ямы, в которую провалились из-за бездумности и иллюзий прежнего руководства страной.

Категория: Политика | Добавил: Alex (09.08.2012)
Просмотров: 419 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: