Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Политика

Рука пророка развернула Эр-Риад

Абд аль-Азиз, 1945 год (Википедия)

В конце прошлой недели мы услышали нечто, что заставило усомниться в незыблемости этого мира. Выступая на Всемирной ассамблее арабских ученых в Джидде, глава МИДа Саудовской Аравии принц Сауд бин Фейсал аль-Сауд сформулировал стратегический курс Эр-Риада.

Во-первых, сказал он, Ближний Восток как никогда нуждается в мире, и Саудовская Аравия должна пойти на определенные жертвы для достижения этого мира. Во-вторых, всю вину за бедствия палестинцев в Газе несет ХАМАС. В-третьих, и это – самое главное, «мы должны отказаться от насаждения ненависти в отношении Израиля и нормализовать отношения с еврейским государством».

Еще несколько лет нечто подобное выглядело бы фантастикой. Сегодня это, хотя и сенсация, но вполне предсказуемая, имеющая свою историю и политическую логику.

 Родина ваххабизма, главный спонсор ХАМАСа

 На протяжении последних лет мы стали свидетелями кардинального изменения курса самой влиятельной страны Ближнего Востока, хранителя исламских святынь, законодателя политической и религиозной моды в арабском мире. Но чтобы оценить всю значимость метаморфозы, следует вспомнить, что представляет собой королевство Саудовская Аравия.

В XVIII веке на территории Аравийского полуострова проповедник Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб ат-Тамими (отсюда берут происхождение «ваххабиты» - они же «салафиты») огнем и мечом насадил свою доктрину «чистого ислама». Его догматическое, аскетическое и в высшей степени нетерпимое к иноверцам учение было поддержано племенем Саудитов, представитель которого, 22-летний принц Абд аль-Азиз, захватил в начале прошлого века Эр-Риад. Верные ваххабистской доктрине и располагая миллиардами нефтедолларов, Саудиты утверждали ваххабизм от Каира и Эдинбурга до Казани до Кейптауна. Именно в Эр-Риаде была сформирована концепция создания исламского образования в Палестине по образу и подобию того, что существует ныне в Газе. Таковы парадоксы истории.

Палестинец Шейх Абдулла Азам, перебравшийся в Саудовскую Аравию, тренировавший «моджахедов» в Афганистане, и ликвидированный «Мосадом» в 1989 году, стал фактическим основателем ХАМАСа. С началом «второй интифады» помощь ХАМАСу Саудовской Аравии была поставлена на поток, причем саудовцы в то время не гнушались сотрудничеством со злейшим врагом правоверных суннитов – Ираном. Оружие на борту торгового судна “Карин-А”, захваченного Израилем в январе 2002 года, было приобретено Ираном на 10 млн. долларов, полученных от саудовских спецслужб. Эр-Риад финансировал переброску в Иудею, Самарию и Газу «моджахедов» через Ливан, где в лагере беженцев “Эйн Хильве” располагалась база “Аль-Каиды”.

Тогда же в Эр-Рияде начал действовать «Комитет в поддержку восстания в Аль-Кудсе» во главе с министром внутренних дел королевства принцем Наифом бин Абдулазизом. По данным израильских спецслужб, в 2003 году «около 60% ежегодного бюджета ХАМАСа - от 12 до 14 млн. долларов - составляли перечисления из Эр-Риада».

 Вместе преданные

 «Медовый месяц» в отношениях между Саудитами и ХАМАСом закончился в 2004 году. С одной стороны, США требовали прекратить помощь палестинским исламистам, с другой, «выкормыш» расправил плечи, перестал считаться со своим патроном, а затем, перейдя все границы приличия, переориентировался на более агрессивного и смелого покровителя - Иран.

Это, впрочем, не мешало саудовцам продолжать информационную войну против Израиля. Оптом и в розницу они скупали западных дипломатов, госслужащих и правозащитников, включая «Human Rights Watch» - оплот, наряду с «Amnesty International», просвещенного человечества.

Ситуация радикально изменилась в конце прошлого десятилетия. Уход американцев из Ирака превратил Иран в ведущую региональную державу региона. «Арабская весна» привела к взлету неконтролируемого «революционного ислама». Режимы рушились один за другим, а Америка, вместо того, чтобы поддерживать своих союзников (защиту Саудовской Аравии от внешних врагов гарантировал еще президент Рузвельт), плела за их спиной интриги с Ираном.

Предоставленные Западом самим себе, арабские страны должны были отныне сами решать иранскую проблему и вдобавок противостоять неоосманским амбициям Эрдогана. Палестинский вопрос отошел даже не на второй – на десятый план. Вдобавок к этому в Эр-Риаде не забыли предательства ХАМАСа – у арабов, в отличие от западных демократий, хорошая память.

В сходной ситуации обнаружил себя и Израиль. Он также чувствовал себя незаслуженно преданным Западом. С юга и севера его окружали марионетки Ирана. На границах формировались осиные гнезда «джихадистского террора».

 Ничто так не сближает, как общий враг

 В СМИ появилась информация, что Саудовская Аравия дала разрешение на пролет в своем воздушном пространстве израильским ВВС для атаки Ирана, а спецслужбы обеих стран совместно разрабатывают компьютерный вирус “Super Stuxnet” для нейтрализации иранской ядерной программы. Сообщали, что бывший шеф разведки Саудовской Аравии, принц бин Бандар бин Султан, в ноябре прошлого года, во время визита в Израиль президента Франции Франсуа Олланда, тайно посетил Иерусалим, а в декабре того же года встретился с главой «Моссада» Тамиром Пардо в Акабе.

Саудовские принцы проявляли скрытое расположение к еврейскому государству. В конце 2013 года племянник короля Абдаллы, саудовский принц-миллиардер Эль-Валид бин Талал, заявил: «Главная угроза арабам исходит от персов, а не от Израиля. Мы очень обеспокоены». «Мы», пояснил он, это «Израиль, Саудовская Аравия, и другие страны региона».

Монархии Персидского залива оказались куда последовательнее европейцев, парализованных страхом перед агрессивным исламом. В июле прошлого года Совет по сотрудничеству в Персидском заливе ввел санкции против "Хизбаллы", а затем отозвал послов из Катара, поддерживающего «мусульманских братьев» в Египте и ХАМАС в Израиле.

В свою очередь, глава МИДа Израиля публично изложил свою концепцию регионального мира. Соглашение с палестинцами может быть достигнуто, утверждал Либерман, только в рамках сближения с умеренными арабскими странами региона – без этого оно не будет стоить и клочка бумаги, на котором написано. На Ближнем Востоке, по его словам, прочерчивается «новый водораздел: умеренные режимы – по одну сторону, экстремистские – по другую».

Декларациями дело не ограничивается. После переворота в Египте в июле прошлого года Саудовская Аравия и Израиль выступили единым фронтом в защиту режима ас-Сиси в Египте, столкнувшегося с обструкцией либеральных демократий Запада.

Около месяца назад в СМИ появились сообщения о тайных переговорах в Париже между министром иностранных дел ОАЭ шейхом Абдаллой бен Заидом и Либерманом, причем на встрече присутствовал бывший глава палестинской контрразведки в Газе Мухаммед Дахлан - злейший враг Абу-Мазена и ХАМАСа.

Призыв саудовского главы МИДа к прекращению насаждения ненависти к еврейскому государству – выход на качественно новый уровень отношений между Израилем и арабами. Это не означает, что арабы стали приверженцами Эрец-Исраэль. Это значит, что они отныне склонны рассматривать его как союзника и легитимного игрока на ближневосточной арене. Симптоматичная и драматичная перемена

Категория: Политика | Добавил: Alex (30.08.2014)
Просмотров: 750 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: