Сделкой с Ираном Обама открыл «ящик Пандоры» не только на Ближнем Востоке, но и в Европе
«Путь наш извилист, но перспективы наши светлые». Эти слова Мао Цзедуна, но вполне могли бы принадлежать Обаме. Увы, рытвин и ухабов будет так много, что добраться до светлых перспектив удастся не многим.
Он верит, что соглашение с Ираном - уникальный шанс остановить эскалацию конфликта в регионе. В реальности, создав «новый Ближний Восток», в котором роль гегемона и негласного союзника Америки отведена иранским аятоллам, он не только бросил динамит в уже бушующее пламя, но спровоцировал цепную реакцию неуправляемых взрывов за тысячи километров от региона.
Последствия сделки с Ираном будут зловещими, и не только для Ближнего Востока: Западу придется иметь дело не только аятоллами, но с соперником несоизмеримо более мощным и неконтролируемым, чем аятоллы, – Россией.
Конфликт между Западом и Москвой на первый взгляд не имеет ничего общего со сделкой с Ираном. Но только на первый взгляд. Как непонятно, что побудило Обаму делать ставку на Иран, предавая стратегических союзников США – Израиль и Саудовскую Аравию, столь же непостижимо, зачем было заниматься политическими манипуляциями на заднем дворе России – в Украине. В силу невежества, бездарности и самомнения администрация задела жизненно важные интересы Москвы, и реакция была незамедлительной: оккупация Крыма, части Восточной Украины, всплеск имперских амбиций и антиамериканской истерии.
Санкции - болезненный удар по Москве, однако куда опаснее для русских и Путина падение цен на нефть – главного источника дохода и силы России.
И в этот момент Обама решает снять санкции с Ирана. Россия не хотела снятия санкций с Ирана – выброс на мировой рынок иранской нефти немедленно приведет к падению цен на нефть. Москва вынужденно поддержала сделку, чтобы не создавать обструкцию своего союзнику, но обвал цен в сочетании с санкциями чревато опасными последствиями для Кремля. Экономика буксует, жизнь дорожает, и дороговизна грозит перейти опасный рубеж. Цены на многие базисные продукты уже снизились на 50% в начале 2015 года. Кроме того, умиротворение Ирана позволяет Вашингтону и ЕС переключить все внимание на Украину. Это не входит в планы Кремля. Москва обязана вернуть цены на нефть на приемлемый уровень и отвлечь Запад от конфликта в Восточной Европе.
Как? Только одним образом – спровоцировать новый взрыв насилия на Ближнем Востоке. Чем сильнее пожар, тем выше цены на нефть и нестабильнее мировая экономика. Чем больше Запад занят Ближним Востоком, тем меньше у него остается сил и желания на борьбу за жизненно важное для России постсоветское пространство - от Балтики, Украины и Молдавии до Кавказа. Тем легче подчинить себе Восточную Европу и Балканы. Запад своим неумелыми, бездарными действиями раздразнил медведя, а потревоженный медведь – не тот зверь, который позволит играть с собой.
Иран, с точки зрения Кремля, должен и может подлить масла в пожар на Ближнем Востоке, и это соответствует интересам самого Ирана. Окно, возможностей, открывшееся перед Тегераном, уникально, но кратковременно – следующий президент может не поддержать сделку и даже попытаться вернуть Америке ее место в мире. Иран не может позволить себе роскоши выжидать – он должен действовать без промедления.
Цели двух держав совпадают. Все, что надо Москве, это поддержать иранцев дипломатически, снабдить оружием и развязать им руки, наделив щитом от атаки извне. Щит этот - усовершенствованная версия С-300, лишающая Израиль и арабов возможности атаковать Тегеран. Иран, в свою очередь, может, с негласного одобрения Москвы, передать С-300 своему главному союзнику - «Хизбалле» с ее 50-тысячным ракетным потенциалом. «Хизбалла» ослаблена «джихадистами», но очередная успешная война с Израилем поднимает престиж этой группировки в арабском мире и взорвет Ближний Восток. Располагая С-300, а вместе с ними полученными от Ирана российскими противокорабельными крылатыми ракетами "Яхонт" и ПРО "Панцирь", «Хизбалла» не только нанесет немалый ущерб Израилю, но создаст «дымовую завесу», под которой иранцы беспрепятственно дестабилизируют прозападные княжества Персидского залива и с их шиитскими меньшинствами. Йеменские мятежники уже применили советские ракеты "Точка", полученными по видимости, от Ирана, убив 60 военнослужащих Саудовской Аравии, ОАЭ и Бахрейна. Военная эскалация неизбежно приведет к росту цен на нефть и и это также на руку России.
Нынешний хаос в Европе, вызванный толпами беженцев, вряд ли остался незамеченными в Тегеране и Москве. Новая волна беженцев из Ливана (в самом Ливане скопилось 1,5 миллиона сирийских беженцев) парализует Европу, и это как раз то, чего хотят обе державы.
Охваченным паникой европейцам уже не будет дела до российских притязаний. Цены на нефть взметнутся вверх, а угроза со стороны Москвы отойдет на задний план перед ордами с Востока.
Для Кремля такое развитие событий не просто предпочтительная альтернатива. Это вопрос жизни и смерти. Пока что популярность Путина на высшей отметке, но устойчивое падение цен на «черное золото» и затяжные санкции – петля на его шее. В России цари-неудачники не уходят в «почетную отставку». Их отправляют в безвестность, как Петра III и Хрущева, или убивают во время дворцовых переворотов, как Павла I, и революций, как Николая II. Такой исход вряд ли устраивает Путина. Он стал царем-собирателем «русских земель» и должен продолжить эту миссию, хочет того или нет.
Однако идея «Третьего Рима», столь популярная сегодня в России, и растущая мощь Москвы на фоне погружающейся в анархию Европы не может остаться без ответа США. А это означает конфликт, и конфликт этот будет развиваться по своим законам, неподвластным Обаме. Сделкой с Ираном открыл «ящик Пандоры» и последствия этого будут мрачные для Запада - малодушного, наивного и близорукого.
|